Навеяно книгой Масару Ибука «После трех уже поздно». Эту книгу мне ОЧЕНЬ СОВЕТОВАЛА подруга – тетя 8-мес. карапуза, который благодаря этой книге будет читать к 2 годам… Я честно эту книгу прочитала, местами вдумчиво, местами не очень… Последние, наверное, уже века полтора человечество только тем и занимается, что пытается победить «расстояние» и «время», и если первое действительно удалось перевести в категорию вещей более, чем относительных, то второе – напротив приблизилось к своему абсолюту: абсолютному дефициту… Мы на ходу разговариваем по мобильному телефону с друзьями, на бегу собираемся на работу, на лету перекусываем бутербродами, потому что время не терпит, время не ждет… Мы живем в постоянной спешке «быстрей бы в отпуск», «быстрей бы выйти за него замуж», «быстрей бы переехать в новую квартиру», «быстрей бы сын/дочь заговорил (а)»… Оно манит нас это счастливое «завтра», чтобы… затем превратиться в «сегодня», которое мы не вполне замечаем, потому что у нас нет времени, чтобы остановиться, отдышаться… Ведь наша жизнь уже давно стала высокоскоростной магистралью, где на нас ежедневно обрушиваются тонны и тонны информации… Преуспеть в такой жизни непросто,и, кажется, что после трех уже действительно может быть поздно… Но тогда и не нужно удивляться, что школьники не могут радовать учителей развернутыми устными ответами, не могут писать сочинения по произведениям Достоевского и Толстого, не могут решать нешаблонные задачи по алгебре и геометрии. Почему? Да потому что их с пеленок, с яслей, со школьной скамьи в начальной школе учили ЗАПОМИНАТЬ, а не ПОНИМАТЬ и РАССУЖДАТЬ … Мой собственный педагогический опыт измеряется всего 2 годами, поэтому бить себя в грудь, рассуждая с его высоты, попросту нелепо. Поэтому я просто приведу пример, проводя параллель с методиками раннего развития. Работая в университете, я подрабатывала тем, что готовила школьников к централизованному тестированию по математике. Объем материала, ох как велик, и если учесть, что многие из ребят уже забыли не то, что как находить корни тригонометрического уравнения, а складывать обыкновенные дроби, то имеющийся в нашем распоряжении год покажется более чем ограниченным сроком. И вот был у меня такой ученик, который любил топтаться на одном месте: он медленно решал, при этом любил поговорить на отвлеченные темы, не очень добросовестно выполнял домашние задания, зато кропотливо и очень подробно расписывал каждый пункт решения на занятиях со мной. Как же я за него переживала: «Если такими темпами и дальше идти, то мы и к концу года до стереометрии не доберемся! С другими мы уже логарифмические неравенства решаем, а с этим все еще квадратные!» Как вы думаете, кто из моих учеников набрал самое большое количество баллов по централизованному тестированию? Моя черепашка!!! Его радость не знала границ, как и моя гордость не знала предела… Но его результат к тому времени был для меня уже из разряда ожидаемых, потому что при изучении последующих тем у нас с ним не возникало особых сложностей: он был ПОДГОТОВЛЕН к их изучению, потому что научился понимать внутреннюю логику вещей… И к концу нашей с ним работы он не столько много знал по математике, сколько просто понимал «как там все работает»… Конечно, можно возразить, что это математика, а не русский язык или, скажем, биология! Но я просто убеждена в том, что и в лингвистике, и в биологии есть эта внутренняя логика вещей, возможно просто не такая очевидная, как в математике. И только понимание этой сути, умение выделять главное и отсекать второстепенное позволит ребенку не захлебнуться в информационных потоках современной жизни! Самый сложный вопрос: как научить ПОНИМАНИЮ и возможно ли это в принципе??? Я не знаю… Но я знаю точно, что не буду стремиться пичкать свою детку «знаниями», чтобы успеть к пресловутым 3 годам, когда видите ли, будет уже поздно… Я просто предоставлю ей возможность наблюдать за нашей с мужем жизнью, за прохожими на улице и в магазинах, буду с ней играть в самые обыкновенные игры, не думая о том, на сколько это развивает вестибулярный аппарат, читать самые обыкновенные книжки, не думая о том, в какой степени это способствует развитию слуха и речи, и уделять этим занятиям ровно столько времени, сколько они будут приносить нам ОБОИМ (не только ребенку!) удовольствие! И будучи носительницей русского языка, я не стану включать ребенку английские каналы, предпочту простой добрый мультфильм, где показывают, как надо дружить…. Конечно, я буду изредка почитывать книги из репертура «Развивающие игры для малышей», чтобы уж совсем не выпадать из обоймы и черпать что-то интересное для нас с деткой на случай, если моя собственная фантазия истощится, не более того… Я не знаю, на сколько ЭФФЕКТИВНЫМ будет такое развитие ребенка, но МНЕ оно кажется ГАРМОНИЧНЫМ. ВСЕ ИМХО!
|